Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ПРОЕКТ НА РИП
Наименование проекта: Управление образовательными инициативами социума как фактор формирования ценностей гражданского общества в условиях малого села как образовательно рынка Анализ социокультурной ситуации: Муниципальное объединение «Уолбинский наслег» находится в муниципальном районе Таттинский улус Республики Саха (Якутия). Наслег расположен на берегу реки Таатта, вокруг озера Уолба, в относительной близости - 40 километрах от райцентра села Ытык-Кюель. Площадь муниципального объединения 4279 га. Проживает этнически однородное население (якуты). Основное занятие – сельское хозяйство (разведение крупного рогатого скота – 300 голов, коневодство – 400 голов). Наслег с внешним миром связывает грунтовая дорога – федеральная трасса Якутск - Колыма, которая прерывается в мае в случае половодья реки Таатта.
Природные и социальные условия, влияющие на условие жизни, менталитет населения села: Наслег с райцентром связывает федеральная дорога. Основное занятие населения – сельское хозяйство. Обилие речек и алаасов давали возможность не страдать ни от засухи, ни от наводнений. Пашни на берегу Таатты обусловили стабильное благополучие. Такие условия благоприятствовали ведению частного крестьянского хозяйства. Традиционное занятие по сезонам. Летом сенокос, рыбалка, огород, сбор дикоросов. Весной и осенью подледный лов рыбы, охота на водоплавающую дичь. Круглый год – уход за скотом. В последние годы население стало подрабатывать заготовкой дров, льда, передержкой скота на зимнее время. Но низкое социально-экономическое состояние села вызывает отток молодежи, малочисленность, которая уже бьет по школе. Жизнь поставила перед школой и социумом новые цели и задачи для совместного социокультурного развития. Положительные факторы:
Традиционные мероприятия и ответственные по ним, в организации и проведении участвует весь социум:
Проблематика проекта Низкий прожиточный минимум, малочисленность населения обусловили низкое социально - экономическое состояние наслега. Выходом может стать новая стратегия развития - направленная деятельность социума на улучшение социально-экономического состояния наслега, что возможно при развитии гражданских инициатив. Пространство села как образовательный рынок, где школаи социум выступают в роли производителя образовательных услуг, а граждане селакак их потребители. Технология управления образовательным рынком – образовательный маркетинг, как адресная система выявления, формирования исследования потребностей. Школа при этом выступает в роли производителя образовательных услуг, а социум как их потребитель, то для нормального функционирования как системы, нужна образовательная инфраструктура. Образовательная инфраструктура состоит из следующих частей: Образовательная биржа как пункт взаимодействия участников для рефлексии, мониторинга, коррекции, планирования проектов и поиска партнеров (собрания, совещания, форумы) Образовательный рынок, как пункт обмена между производителем и потребителем образовательных услуг, в виде ярмарок, выставок и конкурсов проектов; Образовательный банк, как пункт аккумуляции идей, реализованных и нереализованных проектов, включающий фонд морального и материального стимулирования проектов. Философские основания Идея эксперимента: По мнению Джона Локка, люди создают гражданское общество путем заключения общественного договора, где гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. Формирование гражданского общества связано с идеей обретения человеком своего образа, своей индивидуальности, с формированием творческой позиции, инициативы и с вхождением его в трудовую деятельность и в мир культуры. Реализацию этого процесса, обеспечивает все социокультурное пространство, в котором растет и развивается личность. Личность - продукт культурной эволюции, процесс которой - социализация. Агентом социализации в плане развития детских инициатив пока являлась только школа. Анализ деятельности школы показал, что детские инициативы развиваются только в рамках школы и не выходят за её пределы. Отсюда вытекает необходимость сделать социум полноправным агентом социализации. Нами были определены следующие образовательные условия развития ДКОИ за школой: - влияние школьного управленческого советана внедрение инновационных технологий, ориентированных на формирование детских инициатив; - активизировать педагогический персонал в проектной деятельности и содействовать созданию элективных,учебных курсов, целькоторых дать знания о гражданском обществе,ценностные ориентации гражданского общества. - включить социумв качестве заказчика, стимулятора, автора в проектную деятельность, то есть позволить ему стать полноправным партнером – агентом социализации. - выявленные образовательные условия должны содействовать формированию ценностей гражданского общества. В нашем пониманииобразовательные инициативы социума – это целенаправленная деятельность отдельных граждан и детей по удовлетворению своих образовательных потребностей, выраженных в проектной деятельности. Выпускник должен стать портретом села, а пока он только портрет школы.Идеальная модель выпускника:
ЦЕЛЬ: управление образовательными инициативами как фактор формирования ценностей гражданского общества в условиях малого села как образовательного рынка.
ЗАДАЧИ: 1. Разработать эффективный механизм управления развитием инициатив, включающий -условия формирования, развития гражданских инициатив; -мониторинг развития гражданских инициатив; -анализ и коррекцию промежуточных результатов. 2. Организационное и научно-методическое сопровождение инициатив, проектной деятельности 3. Обобщение результатов
Психологическая концепция: Деятельность школьного психолога: -изучение физических и психических особенностей обучающихся, особенностей личности и коллектива обучающихся, условий их развития; -помощь в личностном развитии учащихся, развитие способности быть личностью; -помощь обучающимся в укреплении физического и психологического здоровья. -организация психологической и методической помощи классным руководителям, родителям, учащимся. Деятельность классных руководителей: -профилактика противоправного поведения учащихся. -развитие у школьников способности к самопознанию, к самоконтролю. -педагогизация социальной среды, работа с семьей, организация взаимодействия семьи и школы. -пропаганда физической культуры, сохранение здоровья учащихся. Содержание образования МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВ 1 шаг. мотивация, 2 шаг - создание нормативов, 3 шаг - договор, 4 шаг - реализация, 5 шаг - рефлексия. и дальше по второму кругу Механизм управления развитием гражданского общества цель механизма: формирование инициативности, ответственности, партнерских качеств основа, фундамент механизма: принципы гражданского общества этапы мотивационный организационный формирующий контролирующий условия: методы - наблюдение, исследовательское интервью, дискуссия, игра, системный анализ формы - проектная деятельность средства - ориентир, бакен
Мониторинговая система за реализацией образовательных инициатив
Образовательный ориентир есть условное обозначение процесса сотворчества автора проекта и его партнера для выхода из тупика с помощью выработки нового знания. Например, партнером может быть эксперт и в результате экспертизы проекта он вступает во взаимодействие с автором проекта и вместе они вырабатывают новое знание, и автор дальше реализует проект.
Промежуточная экспертиза (бакен) есть пункт рефлексии, анализа и наметки дальнейшего пути реализации проекта. Предметом промежуточной экспертизы (бакена) является выявленная проблема в ходе реализации проекта. Промежуточная экспертиза (бакен) проводится примерно раз в 2 недели и может созываться по инициативе автора КОИ в любое время. Функции промежуточной экспертизы (бакенов) 1 этап: 1.Определить основные направления проектной деятельности (проблем); 2.Расставить примерные бакены курсу направления- даты. 2 этап: 1. анализ пройденного отрезка; 2. корректировка дальнейшего курса. 3. при тупиковом состоянии в решении заявленной проблемы содействовать автору проекта в поиске образовательного ориентира. 3 этап: 1.анализ и рефлексия реализованных проектов. 2.выявление проблематики следующего шага. Мониторинг – анализ удовлетворенности проектной деятельностью Метод: экспресс –опрос, анкетирование. Объекты анализа: учителя, учащиеся, родители. Что выявляется: Удовлетворенность работой в процессе проектной деятельности. Учителям: 1. Каков характер результатов Вашей опытно-экспериментальной работы? 2. Удовлетворены ли вы своими методами, технологиями, применяемыми для решения ваших проблем? 3. Удовлетворены – ли вы доказательствами своих результатов? Учащимся: 1. Удовлетворены ли Вы своим участием в проектировании образовательной деятельности? (принята - ли ваша инициатива за основу, ваша работа в группе по созданию и реализации проекта, удовлетворенность результатами вашей работы). Родители: 1. Удовлетворены - ли Вы участием ваших детей в проектной деятельности? 2. Удовлетворены - ли Вы вашим участием в проекте? Общественности:
Этапы реализации проекта Сроки реализации: 2014- 2020г.г. Этапы проведения: 1 этап - организационно-теоретический (2014-2015г.г.) - анализ СКС села и УВП школы для выявления образовательных потребностей субъектов образовательного процесса; -активизация образовательной деятельности учителей, учащихся и привлечение социума к образовательному процессу через использование традиционных и инновационных форм взаимодействия; -рефлексивность субъектов образовательного процесса; -разработка пакета документов. 2 этап – конструктивный (сентябрь 2015-2019) - собственно опытно-экспериментальная работа; - реализация целей и задач практической части эксперимента; - мониторинг промежуточных результатов эксперимента; - анализ и рефлексия промежуточных результатов эксперимента; - коррекция планов по промежуточным результатам эксперимента; 3 этап – контрольно-обобщающий (2020 г.г.) - обработка результатов опытно-экспериментальной работы; -разработка методических указаний по управлению образовательными инициативами социума.
Предполагаемые результаты
Критерии оценки предполагаемых результатов: -положительные результаты по апробации механизма управления образовательными инициативами; - прогрессивные сдвиги в социокультурной ситуации села. -развитие личностных качеств – инициативности, ответственности, самостоятельности выраженных в развитии образовательных инициатив. Кадровое обеспечение проекта В проектную деятельность включаются все участники образовательной деятельности. Деятельность организуется в основном через клубную деятельность (учащиеся), методические объединения (учителя), Родительский комитет (родители), информационно-просветительский центр «Дьенкуудэй» (общественные организации села), центр «Сайдам» (депутаты и предприятия села). Также авторы инициатив могут участвовать и в частном порядке. Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное) Бюджетное – проектная деятельность учителей обеспечивается ШУС-ом через выплаты из стимулирующей части ФОТ. Внебюджетное - учащиеся, родители и социум находят средства на реализацию проектов посредством ярмарок, подработок, через организацию платных мероприятий – концертов, аукционов, лотерей. Детская организация Ил-Ситим и другие общественные организации формируют свой бюджет через членские взносы и спонсорство.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||